О том, что РЖД планирует переводить рабочие устройства сотрудников на ведущую отечественную операционную систему «Аврора», компания заявила еще в августе 2023 г., писало «РИА Новости». Однако никаких деталей своего плана компания тогда не раскрывала. Сейчас стало известно, что переход пройдет в два этапа. Первую партию – 7000 отечественных устройств – компания закупила в конце 2023 г., до конца 2024 г. будет закуплено еще 9000 гаджетов. В июне 2023 г., по данным «РИА Новости», в ФПК работало 28 000 проводников. Однако устройства не привязаны к конкретным людям и нужны только тем проводникам, кто непосредственно занимается проверкой билетов, документов пассажиров, их регистрацией при посадке на поезд или отслеживает информацию о заказах, оформленных пассажирами в процессе поездки. Поэтому 16 000 устройств – это количество, необходимое, чтобы полностью перевести сотрудников на отечественные решения, объяснил представитель ФПК..
Основная часть закупки пришлась на смартфоны, которые выпускает холдинг Fplus - гаджеты R570Е с ОС «Аврора». Они разработаны и производятся в России. Устройство обладает повышенной защищенностью – работает в широком диапазоне температур, влагонепроницаемо, а также оснащено противоударным корпусом.
«РЖД одной из первых разработала приложения для «Авроры» и уже имеет хорошую базу, она один из самых продвинутых пользователей этой ОС», – отметил представитель Fplus.
РЖД не первая российская транспортная компания, которая переводит сотрудников на отечественные гаджеты под управлением ОС «Аврора». В марте «Ведомости» писали о том, что «Аэрофлот» также переходит с планшетов iPad на устройства от IT-холдинга Fplus на российской ОС. Тогда представитель «Аэрофлота» уточнил, что компания заключила контракт на 11 500 планшетов. Максимальная объявленная стоимость в рамках открытой процедуры закупки составляла почти 577 млн руб.
Российские компании переходят на отечественные планшеты по двум причинам, отметил независимый аналитик, автор Vilianov.com Сергей Вильянов. «Первая заключается в недоступности иностранных устройств, – сказал он. – Ранее, например, с Apple можно было заключить контракт и компания обеспечивала техподдержку устройств и осуществляла их оперативную замену. Сейчас же это стало проблематичным». Вторая причина состоит в том, что российская компания, закупая планшеты на российской ОС, получает доступ к центру управления программами. «И это позволяет заказчику на все тысячи планшетов одновременно устанавливать необходимые приложения, обновлять ОС», – сказал Вильянов. Раньше это администрирование выполнялось инструментами iOS или Android.
"Проводники имеют дело с персональными данными пассажиров, в билетах содержится информация о маршрутах их перемещения, поэтому среда, в которой обрабатываются эти данные, должна быть доверенной. ОС Аврора позволяет снизить риски утечки и компрометации стратегически важных данных, а так же выстроить санкционно устойчивую инфраструктуру мобильной работы. Кроме того, внедрив мобильные устройства на ОС Аврора, Федеральная пассажирская компания ускорила развитие экосистемы российской корпоративной мобильности. На устройствах проводников установлены бизнес-приложения, разработанные российскими компаниями. Железнодорожники первыми на рынке ввели в эксплуатацию приложение, написанное для Авроры на фрэймворке Flutter", заявил Леонид Шварев, ведущий аккаунт-менеджер компании «Открытая мобильная платформа».
«Компания ТрансТелеКом участвует в проекте по импортозамещению мобильных рабочих мест сотрудников АО "ФПК" . В рамках сотрудничества мы предоставляем целый комплекс услуг - от анализа инфраструктуры и бизнес-процессов заказчика до перевода приложений на отечественный стек технологий. Создание доверенной среды для работы приложений , мониторинг и удаленное управление устройств позволяет не только обеспечить безопасность корпоративных данных но и решить ряд эксплуатационных задач, таких как развертывание и запуск новых приложений или доработка существующих на тысячах устройств на всей территории РФ без постоянного доступ в сеть. Мы сформировали индивидуальное архитектурное решение по проекту и обеспечиваем его поддержку на всех уровнях: участвуем в обслуживании серверов, самих мобильных устройств и ряда приложений, которые на них установлены, а также обучаем специалистов ФПК, задействованных в проекте. Экспертиза Компании ТрансТелеКом и большой опыт в реализации интеграционных проектов для транспортной отрасли позволяют обеспечить высокое качество сервисов с соблюдением всех требований заказчика», прокомментировала данный проект пресс-служба АО "Компания ТрансТелеКом":
«Железнодорожные перевозки – это стратегическая отрасль народного хозяйства, поэтому перевод на отечественную программную платформу логичен, – считает эксперт рынка Сергей Вильянов. – И выбор «Авроры» тоже выглядит гармонично, потому что для потребительского рынка она не подходит в силу небольшого выбора приложений, а с узкопрофильным спецсофтом она работает прекрасно».